Самоопределение педагогов к участию в конкурсах

Этот небольшой фрагмент возник в результате работы в течение нескольких лет в качестве организатора конкурсов-фестивалей от лица фонда поддержки и развития детского творчества «Планета талантов».

Самоопределение педагогов дополнительного образования по отношению к участию в конкурсах-фестивалях

 

Фонд «Планета талантов» проводит конкурсы-фестивали по России, охватывая такие регионы, как Сибирь, Урал, Поволжье, столицы автономных республик, Краснодарский край. Целью данных фестивалей является выявление талантливой молодежи, поддержание их творческого интереса, помощь в дальнейшем развитии. 

Сезон фестивалей открывается вместе с началом учебного года и заканчивается в мае, ближе к летним каникулам. В летние месяцы также организуются профильные смены по 10 дней с конкурсной и образовательной программой на Черноморском побережье. Всего в течение года проводится порядка 35 конкурсов.

Каждый фестиваль через руки и головы оргкомитета проходят тысячи участников и сотни руководителей. Безусловно, работа с таким интенсивным потоком практически невозможна без определённой классификации людей, с которыми имеешь дело.

Первый вариант типологии педагогов, выставляющих учеников на конкурс, возникает исходя из выделения их целей. В этом случае, на мой взгляд, можно выделить три типа руководителей:

Первый тип- это те, кто выставляет своих детей на конкурс, в первую очередь, для того чтобы они набрались опыта. Они не гонятся за результатом, а воспринимают каждый выход на сцену, как этап в формировании эстрадного артиста, чётко понимая сильные и слабые стороны своего подопечного и конкретную задачу на это выступление.

Обычно такие педагоги остаются еще и на прослушивания других детей, чтобы послушать, оценить, возможно, подобрать новый рабочий материал. Это педагоги, выкраивающие время для круглого стола (возможности услышать комментарии по выступлениям) и мастер-классов.

Из чего можно сделать вывод, что это люди ищущие, воспринимающие критику и наставления, понимающие возможности изменения направления своей деятельности. К сожалению, они составляют подавляющее меньшинство среди всей массы руководителей.

Второй тип- это те руководители, который едут только за Гран-При. И этот тип делится на два подтипа: те, кто уже достигли каких-то высот и не представляют уже иной оценки своей работы, кроме Гран-При; те, кто просто убеждены, что их ребенок самый лучший среди всех присутствующих. Такой руководитель в редких случаях может остаться посмотреть выступления других участников.

Обычно им это просто неинтересно, ведь в его сознании есть уже четко сформированное представление о том, какая награда их ждет, и в этом случае уровень других участников им просто безразличен. Если этот тип педагогов посещает круглый стол, то редко когда комментарии жюри воспринимаются и принимаются. Для организаторов это самый энергозатратный тип людей, ведь в случае неполучения высшей оценки возможны несколько видов поведенческих реакций.

Недовольство, возмущение, обвинение. И здесь возникает вполне резонный вопрос: для чего тогда организуется круглый стол (возможность услышать комментарии жюри дабы узнать их компетентное мнение о выставленных номерах), и в чем, собственно, может быть виновен оргкомитет, который не оценивает и не выставляет результаты участникам. Обычно в таких ситуациях сложнее всего конкурсантам этих руководителей. Они изначально были ориентированы и настроены исключительно на высший результат и не имеют возможности сделать выводы для своего творческого развития, которые помогли бы этого высшего результата достичь.

Третий тип- люди, приезжающие за "бумажками". Для них любой конкурс - это возможность получить очередной комплект документов, который необходимо собрать для аттестации/премии и т.д. Понимая, что социальные задачи не могут быть оставлены без внимания, хочется отметить, что педагогические задачи имеют не меньшую значимость. И здесь возникает важная для Фонда задача переориентировать внимание и зацикленность педагогов с бюрократии на реальное творчество, на то, что важнее для развития подопечного.

Для этого организуются и проводятся круглые столы и мастер-классы, на которых члены жюри не только высказывают комментарии, передают свои знания, но и дают своего рода энергетический толчок, импульс, позволяющий двигаться дальше. Ведь цель работы жюри заключается не только в просмотре и оценивании номеров, но и в поддержке и развитии детского творчества, а это возможно только при выстраивании индивидуальной работой с педагогами.

Давая руководителю коллектива возможность осмотреться вокруг, отстраниться от проблем с финансированием, сбором бумаг и однообразия региональных конкурсов, мастера дают ему глоток свежего воздуха для дальнейшего пути вперед. Нередко круглый стол или мастер-класс заканчивается дружескими объятиями, благодарностями, а порой и слезами от нахлынувших эмоций того, что их поняли. 

 

В повседневности и череде бесконечно возникающих вопросов каждый педагог может оказаться в числе одного из указанных типов. И здесь задача каждого из Вас заключается в том, чтобы не терять видения изначальной причины работы в творческой среде. Не терять свою цель и не упускать любой представленной возможности узнавать что-то новое. Ведь как Вы можете учить другого человека учиться, если сами не делаете этого?

Обязательно посещать мастер-классы, но не ради того, что в конце Вам дадут бумагу с печатью. Участвовать в конкурсах как самим, так и выставлять своих учеников. Ведь постоянная практика - это неотъемлемая часть творческого роста артиста. Каждый из педагогов является частью целой системы воспитания артиста, и только от Вас зависит то, какой она будет.

Ну а Фонд "Планета талантов" продолжит работу по формированию активной творческой позиции у современной молодежи и созданию педагогического сообщества, играющего основополагающую роль в творческом развитии.

© Юлия Тарнавская


Вход: